Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Вилюйский улус (район)»
МБОУ дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
УтвержденА:
Директор МБУ ДО ДДТ
______А.Н. Прокопьева
Приказ №____ «__»____________2015г.
Модифицированная
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
(программа рассчитана на три года, возраст учащихся 6-18 лет)
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Бережнова Дарианна Пахомовна
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
- Паспорт программы………………………………….………...…………………. 4 стр.
- Пояснительная записка……………………………………………………....….6-7 стр.
- Направленность дополнительной образовательной программы:…...….7 стр.
- Основные идеи ……………………………...……………………………..7 стр.
- Актуальность ……………………………………………………….……...7 стр.
- Новизна, педагогическая целесообразность ……………………………..8 стр.
- Цель программы……………………………………………………………8 стр.
- Задачи программы……………………………………………………….....8 стр.
- Обучающие задачи……………………………………………….…….8 стр.
- Коммуникативные УУД………………………………….………...…..8 стр.
- Личностные УУД…………………………………………………….....8 стр.
- Познавательные УУД…………………………………………………..8стр.
- Регулятивные УУД……………………………………………………..9 стр.
- Формы учебной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий ……………………………………………………………...9 стр.
- Условия развития действия оценки учебной деятельности …………....10 стр.
- Сроки реализации программы……………………………………….……10 стр.
- Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса …………………………………………...…………………………..11 стр.
- 1 ступень - начальная ….......................................................................11 стр.
- 2 ступень - основная …........................................................................ 11 стр.
- 3 ступень - итоговая…………………………………………...............11 стр.
- Основные принципы программы ………………………………………...11 стр.
- Ожидаемые результаты…………………………………………………....11 стр.
- Обучающие……………………………………………………...……..12 стр.
- Личностные УУД……………………………………………………...12 стр.
- Регулятивные УУД………………………………………………........12 стр.
- Познавательные УУД…………………………………………………12 стр.
- Коммуникативные УУД……………………………………………....12 стр.
- Формы и режим занятий …………………………………………….……12 стр.
- Организация воспитательного процесса ………………………………...13 стр.
- Методика выявления, диагностики образовательных результатов и оценки…………………………………………………………………………..13 стр.
- Для реализации данной программы обучающийся должен иметь……………………………………………………………………………14 стр.
- Оснащение кабинета необходимым методическим материалом……………………………………………………………………..14 стр.
- Для проведения занятий по бисероплетению собрана необходимая обучающая литература………………………………………………………..14 стр.
Содержательный раздел
- Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………..……..15 стр.
- Содержание программы на первый год обучения……………………….16 стр.
- Вводное занятие……………………………………………………….16 стр.
- Плоское параллельное плетение на проволоке …………………......16 стр.
- Метод низания дугами (французская техника плетения)…………..17 стр.
- Объёмные изделия на основе параллельного плетения ……..……..17 стр.
- Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек……………………..17 стр.
- Элементы плетения бижутерии. Подвески…………………………..17 стр.
- Ажурное плетение……………………………………………………..17 стр.
- Техника низания крестом……………………………………………..17 стр.
- Выставки……………………………………………………………….18 стр.
- Познавательно- досуговая деятельность………………………….....18 стр.
- Воспитательная работа ………….………………………………........18 стр.
- Итоговые занятия……………………………………………………...18 стр.
- Содержание программы на первый год обучения……………………….16 стр.
Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………………..............18-19 стр.
- Содержание программы на второй год обучения……………………….20 стр.
- Вводное занятие……………………………………………………….20 стр.
- Изготовление листочков и веточек по технике параллельного низания..........20 стр.
- Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения.…........20 стр.
- Ажурное плетение..................................................................................20 стр.
- Кирпичный стежок. Изготовление сувениров ……………………………..20 стр.
- Выставки……………………………………………………………….20 стр.
- Познавательно- досуговая деятельность…………………………….20 стр.
- Воспитательная работа……………………………………….……… 21 стр.
- Итоговые занятия……………………………………………………...21 стр.
Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………..............21-23 стр.
- Содержание программы на третий год обучения………………………..23 стр.
- Вводное занятие…………………………………………………….... 23 стр.
- Объемные игрушки из бисера и бусинок мозаичным плетением ... 23 стр.
- Бисерное плетение мозаичным и кирпичным стежком……………..23 стр.
- Изготовление листочки по технике «Параллельного» плетения….. 23 стр.
- Изготовление листочки по технике «Петельного» плетения………23 стр.
- Изготовление листочки по технике «Игольчатое» плетение …....................24 стр.
- Изготовление листочков по технике низание «Дугами»……………………...24 стр.
- Формирования и покраска ствола…………………………………………...24 стр.
- Выставки……………………………………………………………… 24 стр.
- Познавательно- досуговая деятельность…………………………….24 стр.
- Воспитательная работа………………………………………………..24 стр.
- Итоговые занятия……………………………………………………...24 стр.
Организационный раздел
- Методическое обеспечение образовательной программы…………………...24-25стр.
- Формы организации образовательного пространства, способствующего формированию УУД………………………………………………………………25 стр.
- Работа с родителями…………………………………………………………...25-26 стр.
- Модель выпускника……………………………………………………………27-28 стр.
- Методическая литература………………………………………………………...29 стр.
- Приложения……………………………………………………………..…………30 стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Общая информация
Полное наименование программы |
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования по бисероплетению
|
Основания для разработки программы |
|
Направленность программы |
Художественно-эстетическое |
Тип образовательной программы |
Модифицированная |
Срок реализации |
3 года |
Возраст обучающихся |
6-18лет |
Цель программы |
данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению. |
Задачи программы |
Обучающие:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Структура программы и оглавление |
|
Ожидаемые результаты |
Обучающие: - знание основных приемов и техник бисероплетения; - знать и уметь определять и классифицировать, составлять и вычислять приемы различной сложности (плоские и объемные); - уметь определять, объяснять, характеризовать формы, объеме, в пространственном соотношению предметов; - уметь применять полученные знания на практике и поэтапно планировать свою деятельность. Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
Пояснительная записка
Декоративно прикладное творчество - это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Бисерные работы - живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Образовательная программа по бисероплетению, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения.
Данная модифицированная образовательная программа по дополнительному образованию детей разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, приказа Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41, письма Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС.
Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Данная программа может быть использована как дополнение к основным урокам труда или как самостоятельный предмет по внеурочной деятельности ФГОС, а также дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая ребенка к дальнейшему освоению народного творчества. Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.
Основные идеи: Творчество не является делом избранных - творчеству можно учить, творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.
Актуальность. Программа обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности. В процессе изготовления красивых вещей очень важно - воспитывать у обучающихся детей «нравственное» начала любви и уважения к творческому труду.
Новизна, педагогическая целесообразность. В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.
Образовательная программа включает в себя следующие блоки:
-развивающие занятия
-досуговая деятельность
-участие в конкурсах, выставках различной направленности
-нравственно-эстетические беседы
-работа с родителями (родительские собрания, беседы, открытое занятие для родителей, совместные с детьми досуговые мероприятия)
Цель: Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Обучающие УУД:
- Ознакомить учащихся с разными видами бисера;
- Обучить различным техникам плетения бисером;
- Обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
- Сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;
- Научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.
Личностные УУД:
- Формировать нравственно-этических норм;
- Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
- Развивать толерантное отношение к окружающим;
- Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;
Регулятивные УУД:
- Сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
- Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
- Формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
- Формировать знания о профессионально-этических нормах;
- Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;
Познавательные УУД:
- Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
- Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
- Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
- Формировать гибкость мышления;
Коммуникативные УУД:
- Формировать адекватность восприятия информации;
- Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
- Формировать умения работать в групповых формах обучения;
- Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.
.
Формы учебной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий
|
|
|
|
Контрольно – оценочная и |
Самооценка является ядром самосознания личности, выступая, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Условия развития действия оценки учебной деятельности:
|
Сроки реализации программы: Курс обучения бисероплетению планируется на три учебных года. Данная программа рассчитана на детей 6-18 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на выставках При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальной программе.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:
1 ступень - начальная: -Техника безопасности; - Знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов; - Хранение бисера; - Материалы и инструменты; - Создание бисерного изделия; - Умение подобрать цвет для изделия; - Умение работать по схемам; - Качество работы;
2 ступень - основная: - Техника безопасности; - Умение определять форму и размеры изделия; - Уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение; - Умение работать по схемам; - Составлять простые схемы; - Умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения; - Качество работы; -Техника безопасности;
3 ступень - итоговая: - Техника безопасности; - Уметь разработать эскиз изделия и его элементов, обратить особое внимание на места их соединений; - Умение составить схемы изделия и его элементов; - Уметь выбрать или разработать орнамент; - Умение нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах); - Умение подобрать цветовую гамму бисера, стекляруса, рубки; - Уметь проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой; - Качество работы;
Основные принципы программы:
- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов;
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
- Принцип интеграции: разных форм и техники плетения;
- Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.
Ожидаемые результаты:
Знать: Правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;
Уметь: Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. Составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками. Чётко выполнять основные приёмы бисероплетения. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно - технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно. Изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Обучающие:
- знание основных приемов и техник бисероплетения;
- знать и уметь определять и классифицировать, составлять и вычислять приемы различной сложности (плоские и объемные);
- уметь определять, объяснять, характеризовать формы, объеме, в пространственном соотношению предмето