IV. Социальный заказ на образовательные услуги.
Анализ социального заказа является необходимым требованием совершенствования образовательного процесса.
С целью изучения социального заказа были изучены:
-требования, предъявляемые учреждению Министерством образования РФ (Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей», Конституция РФ);
-потребности воспитанников и их родителей;
-мнение педагогов;
-комплекс образовательных услуг, которые способно предоставить учреждение.
Проведенный анализ показал, что «Дом детского творчества» имеет большую значимость для поселка: оказывает дополнительные образовательные услуги детям от 6-18 лет.
Разнообразие направлений и объединений позволяет удовлетворить основные потребности родителей и воспитанников объединений.
Основные причины, по которым обучающиеся посещают объединения учреждения, являются:
- удовлетворение желаний и интересов;
- творческая работа, позволяющая проявить себя;
- возможность выбрать будущую профессию;
- желание с интересом провести свободное время;
- расширение общего кругозора;
В сфере воспитательной деятельности ожидания родителей связаны:
- с развитием у детей нравственных качеств;
- с развитием творческих задатков ребенка;
- с самоопределением и саморазвитием ребенка.
Важным фактором, повлиявшим на структуру социального заказа, явилось мнение педагогов об актуальных проблемах и перспективах развития своего учреждения. Проведенный опрос педагогов позволил включить в социальный заказ следующие положения:
- радикальное обновление материальной базы учреждения;
- систематическое повышение квалификации педагогов;
- организация обмена опытом с педагогами дополнительного образования улуса и республики.
В результате анализа социального заказа можно сделать вывод о том, что социальный заказ, предъявляемый государством, выполняется: удовлетворяется большинство потребностей родителей, обучающихся и педагогов.
Проблемы, возникающие при организации учебно – воспитательного процесса:
- слабое финансирование материально – технической базы;
- недостаточно высокий уровень программно – методического обеспечения учебного процесса;
- низкий престиж профессии;
V. Характеристика кадрового состава
Учебно-воспитательный процесс осуществляется директором ДДТ, заместителем директора, педагогом-организатором и 9 педагогами дополнительного образования (постоянных работников – 9, совместителей – 0), которые работают с детьми по - художественно-эстетическому направлению. Педагоги, имеющие высшую и первую квалификационную категории, составляют 70 %, на соответствии 30%, без категории работают 0% педагогов. Средний возраст педагогов составляет 45 лет. Проблема подбора педагогических кадров решена, сформирован коллектив единомышленников, готовых к постоянному самосовершенствованию.
Диаграмма 1. Диаграмма 2.
Уровень квалификации педагогов Педагогический стаж работников
Диаграмма 3.
Уровень образования педагогов (количество человек)
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе обеспечивает стабильность учебно-воспитательного процесса, контролирует реализацию образовательных программ и наполняемость групп, в соответствии с педагогической нагрузкой. Анализирует проблемы и результаты методической работы педагогов, форму и содержание посещенных занятий и других видов деятельности, планирует и организует разработку необходимой методической документации, научно – методическую деятельность, принимает участие в заседаниях методического совета и методических объединений.
Педагог-организатор проводит работу по социализации воспитанников, досуговые и воспитательные мероприятия, концерты, выставки, содействует развитию талантов и способностей личности, формированию общей культуры воспитанников.
Результатом профессионального вклада педагогов является: Нагрудный знак «Отличник образования РС(Я)» Даукежанова Ш. М., 7 Почетных грамот «Министерства образования РС (Я)» Прокопьева А. Н. – директор, Какадий Н. Б. – заместитель директора по УВР, Баталова Л.В. - ПДО, Степанова М. Н. - ПДО, Микулянич Н. В. – ПДО, Стебко Л. Ф. – ПДО, Бережнова Д.П. – ПДО.
Проблема подбора педагогических кадров решена, сформирован коллектив единомышленников, готовых к постоянному самосовершенствованию.
Обобщенные данные по повышению квалификации педагогических работников в 2009 – 2014 годах
ФИО |
Курсы |
||
|
Фундаментальные Год дата , № сертификата, № свидетельства Название курса полностью |
Проблемные Год дата , № сертификата, № свидетельства Название курса полностью |
Переподготовка Год дата , № сертификата, № свидетельства Название курса полностью |
Прокопьева Анастасия Николаевна Директор МБОУ ДДТ |
16.01-09.02 2012г. № 147-12 Учебно-методический центр Педагогического института СВФУ им.Амосова «Методические подходы и организация внедрения ФГОС в условиях образовательного учреждения» |
27.02-04.03 2011г. ИПКРО «Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: механизмы, тенденции, перспективы. |
2014-2015 ИРО иПК им.С.Н. Донского II МО РС(Я) «Менеджмент в образовании» |
Какадий Наталья Борисовна Зам.директора по УВР |
16.01-09.02 2012г. № 147-12 Учебно-методический центр Педагогического института СВФУ им.Амосова «Методические подходы и организация внедрения ФГОС в условиях образовательного учреждения»
СВФУ им. М.К. Аммосова, «ФГОС: задача, структура, содержание и способы реализации в педагогической деятельности», Удостоверение 14 АА 004328, 144 ч, г.Вилюйск, 23 марта по 4 апреля 2015 г. |
23.03-01.04.2010г, г,якутск, ИПКРО, «Муниципальная система образования: контроль и оценка», №4740
28.06.10-02.07.2010г, ИРО, Г.Вилюйск, «Мониторинговые исследования деятельности ОУ» 27.02. – 04.03. 2014г. СВФУ г. Якутск «Профессиональная готовность ОУ к реализации требований ФГОС второго поколения.» №1660 |
10.03.2008-12.04.2009 № 649 ИПКРО им.С.Н. Донского II МО РС(Я) «организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях» |
Баталова Людмила Викторовна |
16.01-09.02 2012г. № 147-12 Учебно-методический центр Педагогического института СВФУ им.Амосова «Методические подходы и организация внедрения ФГОС в условиях образовательного учреждения»
СВФУ им. М.К. Аммосова, «ФГОС: задача, структура, содержание и способы реализации в педагогической деятельности», Удостоверение 144 ч, г.Вилюйск, 23 марта по 4 апреля 2015 г. |
27.02. – 04.03. 2014г. СВФУ г. Якутск «Профессиональная готовность ОУ к реализации требований ФГОС второго поколения.» №1659 |
|
Микулянич Наталия Васильевна |
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «Оценка качества образования в условиях ФГОС, ФГТ» с 22.10.2012г по 30.10.2012г Удостоверение №7385
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «фундаментальные курсы для ПДО» С 07.11.2012г по 10.10.2012г. удостоверение №2247
СВФУ им. М.К. Аммосова, «ФГОС: задача, структура, содержание и способы реализации в педагогической деятельности», Удостоверение 144 ч, г.Вилюйск, 23 марта по 4 апреля 2015 г. |
С7 по 16 апреля2009г. г.Вилюйск ДЦ «Кэскил». «Формирование инновационного потенциала сельского педагога доп образования детей» №3324
27.02. – 04.03. 2014г. СВФУ г. Якутск «Профессиональная готовность ОУ к реализации требований ФГОС второго поколения.» №1657 |
|
Стебко Людмила Федоровна |
СВФУ им. М.К. Аммосова, «ФГОС: задача, структура, содержание и способы реализации в педагогической деятельности», Удостоверение 144 ч, г.Вилюйск, 23 марта по 4 апреля 2015 г. |
27.02. – 04.03. 2014г. СВФУ г. Якутск «Профессиональная готовность ОУ к реализации требований ФГОС второго поколения.» №1656 |
|
Бережнова Дарианна Пахомовна |
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «фундаментальные курсы для ПДО» С 07.11.2012г по 10.10.2012г. удостоверение №2243 |
23-25.12.2009г. Вилюйск «Методология и практика проектной деятельности»
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «Оценка качества образования в условиях ФГОС, ФГТ» с 22.10.2012г по 30.10.2012г Удостоверение №7444
Проблемные курсы. Тема: «Дополнительного образования детей и тенденции образовательной политики при переходе на ФГОС» С 16 марта 2015г. По 24 марта 2015г. г.Якутск МО РС(Я) АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения72 часов Рег.номер №2779 |
|
Даукежанова Шолпан Маулимгазиновна |
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «Оценка качества образования в условиях ФГОС, ФГТ» с 22.10.2012г по 30.10.2012г Удостоверение №7384
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «фундаментальные курсы для ПДО» С 07.11.2012г по 10.10.2012г. удостоверение №2244 |
27.02. – 04.03. 2014г. СВФУ г. Якутск «Профессиональная готовность ОУ к реализации требований ФГОС второго поколения.» №1658
Проблемные курсы. Тема: «Дополнительного образования детей и тенденции образовательной политики при переходе на ФГОС» С 16 марта 2015г. По 24 марта 2015г. г.Якутск МО РС(Я) АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения72 часов Рег.номер №2779 |
|
Борисова Юнна Викторовна |
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» фундаментальные курсы для ПДО» С 07.11.2012г по 10.10.2012г. удостоверение №2245
ИРО и ПК «фундаментальные курсы для ПДО» 24.02.-11.03. 2014г.г.Якутск №352 |
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «Оценка качества образования в условиях ФГОС, ФГТ» с 22.10.2012г по 30.10.2012г Удостоверение №7438
АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК «Дополнительное образование как фактор достижения нового качества образования» 13.06. – 21.06. 2013г. г.Якутск №4576
Министерство образования РС(Я) АОУ РС(Я) ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II», «Дополнительное образование детей и тенденции образовательной политики при переходе на ФГОС пед. доп. образования», 72 ч., г. Якутск, 16-24 марта 2015 г., №2776 |
05.06. 2013 – 22.03. 2014г. ИРО и ПК г. Якутск «Педагогика дополнительного образования» №1351 |
Борткявичене Людмила Владимировна |
СВФУ им. М.К. Аммосова, «ФГОС: задача, структура, содержание и способы реализации в педагогической деятельности», Удостоверение 144 ч, г.Вилюйск, 23 марта по 4 апреля 2015 г. |
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации с 07.11.2012г по 10.11.2012г инвариантная часть очных фундаментальных курсов в объеме 48ч. 27.02. – 04.03. 2014г. СВФУ г. Якутск «Профессиональная готовность ОУ к реализации требований ФГОС второго поколения.» №1661 |
|
Яковлева Мотрена Ивановна |
. СВФУ им. М.К. Аммосова, «ФГОС: задача, структура, содержание и способы реализации в педагогической деятельности», Удостоверение 144 ч, г.Вилюйск, 23 марта по 4 апреля 2015 г. |
• Проблемные курсы «Профессиональная готовность образовательного учреждения к реализации требований ФГОС второго поколения. Применение дистанционно-образовательных технологий в работе школы – вуза» объем 72 ч., №1657, 2014 г. |
|
Томская Саргылана Михайловна |
СВФУ им. М.К. Аммосова, «ФГОС: задача, структура, содержание и способы реализации в педагогической деятельности», Удостоверение 144 ч, г.Вилюйск, 23 марта по 4 апреля 2015 г. |
«Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога, 24 ч., г.Вилюйск, 23 – 25 марта 2015г. Сертификат о прохождении семинара |
|
Степанова Матрена Николаевна |
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «Оценка качества образования в условиях ФГОС, ФГТ» с 22.10.2012г по 30.10.2012г Удостоверение №7383
АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации «фундаментальные курсы для ПДО» С 07.11.2012г по 10.10.2012г. удостоверение №2246
СВФУ им. М.К. Аммосова, «ФГОС: задача, структура, содержание и способы реализации в педагогической деятельности», Удостоверение 144 ч, г.Вилюйск, 23 марта по 4 апреля 2015 г. |
|
|
VI. Характеристика контингента обучающихся
- Численность обучающихся – 210 человека из них 131 девочка;
- Численность занимающихся в двух и более объединениях – 94;
- Количество объединений – 10;
- Количество групп – 67;
Возрастной состав воспитанников
Наименование |
Численность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||
всего |
из них девочек |
|||||||||||||||||||||||
1 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||
до 5 лет |
нет |
нет |
||||||||||||||||||||||
5 - 9 лет |
98 |
51 |
||||||||||||||||||||||
10 - 14 лет |
96 |
65 |
||||||||||||||||||||||
15 - 17 лет |
16 |
15 |
||||||||||||||||||||||
18 лет и старше |
нет |
нет |
||||||||||||||||||||||
Итого (сумма строк 01 - 05) |
210 |
131 |
||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
VII. Материально – техническая база учреждения
Здание приспособленное, 1984 года застройки; деревянное, в муниципальной собственности, частично благоустроенное.
Здание занимает земельный участок площадью 936 квадратных метров..
Рабочая мощность здания – 50 человек одновременно. В наличии 1 танцевальный зал (площадь 50 квадратных метров), 1 актовый зал (площадь 82 квадратных метра), 10 учебных кабинетов.
Проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
В учреждении имеются подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций, пиломатериалов).
Здание передано в оперативное управление, Распоряжением администрации МР «Вилюйский улус (район)» РС (Я) № 849 от 22.12.2009г.
Учреждение имеет одно здания, в которых находятся:
Вид учебных помещений |
Перечень оборудования |
Танацевальный зал |
Музыкальный центр
|
Кабинет театра мод |
Швейная машинка |
Актовый зал |
Усилитель Колонки Светомузыка - 3 Ноутбук Проектор Экран Синтезатор |
Кабинет кройки и шитья |
Швейные машинки (3) Оверлог |
Кабинет театральной студии |
Магнитофон |
Кабинет тестопластики |
Ноутбук |
Кабинет берестоплетения |
Навесные лампы |
8.Кабинет директора |
Компьютер – 2 Ноутбук Принтер - 2 Цветной принтер сканер |
9. Кабинет педагога организатора |
Компьютер Принтер Ноутбук |
Имеющаяся материально техническая база учреждения требует расширения и обновления.
VIII. Аналитическое обоснование программы.
В дополнительном образовании реализуется право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп и качество работы – не подвергать порицанию.
Дополнительное образование – образование доступное. В учреждении могут заниматься любые дети – те, что еще не нашли своего особого призвания, одаренные, проблемные – с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды.
Образовательный процесс в учреждении организуется с 1 сентября по 31 мая. В период летних каникул на базе учреждения создается «Летняя школа» с дневным пребыванием детей.
Образовательная деятельность в учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам. Основной формой работы с обучающимися являются занятия в творческих объединениях. Содержание работы творческих объединений определяется с учетом учебных планов и программ. Образовательный процесс построен на основе свободного выбора обучающегося. Количество членов объединения определяется в зависимости от года обучения, характера деятельности объединения, но не более 15 человек.
Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети преимущественно от 6 до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители).
Продолжительность обучения составляет от одного до трех лет. Срок реализации программ зависит от профиля объединения, педагогической целесообразности, квалификации педагога, наличия материально – технической базы.
Расписание учебных занятий составляется с учетом благоприятного режима работы и отдыха обучающихся, с учетом пожеланий родителей и возрастных особенностей воспитанников, с соблюдением санитарно – эпидемиологических норм и правил.
При организации образовательного процесса педагоги реализуют модифицированные программы, используя основную форму организации образовательного процесса – занятие.(приложение 1)
Формирование физически здоровой личности:
- оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно –
гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
- недопущение перегрузки;
Развитие творческих способностей обучающихся:
-совершенствование форм, методов и приемов обучения и воспитания;
-организация работы с одаренными детьми;
-выявление творчески способных детей;
-создание творческой атмосферы в учреждении;
-привлечение учащихся к участию в творческих конкурсах.
Формирование творчески работающего коллектива педагогов:
-обеспечение оптимальной нагрузки;
-совершенствование методической работы;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
-стимулирование (в т.ч. материально) творческих поисков педагогов.
Организация учебно – воспитательного процесса:
- расширение диапазона услуг, особенно для мальчиков и детей старшего
возраста;
-совершенствование учебного плана и учебных программ;
-применение новых технологий в обучении.
Педагогический коллектив реализует задачи путем:
-привлечения к работе высококвалифицированных специалистов.
-совершенствования работы методической службы.
-объединения усилий в решении поставленных задач коллектива учреждения, школы, семьи, общественности.
-укрепления материальной базы.
Особенности деятельности учреждения:
- Мобильность: реагирование на запросы общества, потребности социума в расширении содержательных видов деятельности, разработка новых вариативных программ.
- Персонификация образовательного процесса: ребенок находится в центре всех педагогических сил, а образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов ребенка и его родителей.
- Личностная ориентация педагогического процесса, который направлен на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка, его отношения к миру, людям, самому себе.
- Многофункциональность: учреждение, предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность в нескольких направлениях.
- Системность целей: все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образуют сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат.
- Педагогизация социальной среды и содержательного досуга: вся деятельность направлена на реализацию главных функций — социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей.
- Валеологизация среды: создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей.
Приоритетные принципы организации образовательной деятельности
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико – деятельностная основа образовательного процесса.
Основные направления деятельности учреждения:
- Образовательная деятельность.
- Инструктивно – методическая деятельность.
- Воспитательная деятельность.
- Работа с родителями.
IIX. Образовательная деятельность.
Специфика содержания дополнительного образования определяется его направленностью, отсутствием фиксированных сроков завершения и заключается в многоуровневости.
- Первый уровень – дополнительное образование в учреждении осуществляется в наиболее доступных формах, обеспечивающих широкий охват детей и подростков, создает благоприятную почву для деятельности ребенка.
- Второй уровень - углубление и развитие познавательных и творческих мотивов до уровня устойчивого интереса. На втором уровне коллективы сочетают творческую и образовательную деятельность.
- Третий уровень – работа с одаренными детьми, которая продвигает ребенка к вершинам мастерства и направлена на преобразование потребительского отношения к миру и к себе в активно-созидательное. Третий уровень характеризуется самостоятельным творчеством, восприятием мира и осмыслением себя в этом мире.
Основные направления образовательной деятельности:
- Художественно – эстетическое;
- Социально – педагогическое;
- Эколога - биологическое;
Художественно – эстетическое направление – одно из самых массовых и популярных среди детей и родителей. Именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Основными приоритетами данного направления являются формирование художественного вкуса, общей культуры, необходимых умений и навыков обучающихся, воспитание творческой личности, профессиональная ориентация и самоопределение ребенка, получение детьми основ будущего профессионального образования.
Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей, склонностей в избранных видах искусства, носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. В направленность входят программы хореографического, театрального, вокального творчества, инструментального музицирования, изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Социально – педагогическое направление – ориентировано на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков. Получение учащимися знаний по основам педагогики, этикета, включение детей в систему совместной с педагогом деятельности по организации досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях способствуют осознанному творению себя. У ребенка формируются собственная система мотивов и направленности деятельности, устремленность к самопознанию и самореализации, чувство ответственности за собственный выбор перед собой и обществом.
Программы данного направления способствуют повышению уровня готовности обучающихся к ознакомлению с будущими профессиями и нацелены на развитие коммуникативных навыков, повышение психологической и эмоциональной устойчивости личности. Обучение по данным программам создает условия для расширения знаний в областях различной профессиональной деятельности.
Экологическое направление – направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, экологии, географии и других наук о земле и является основной частью непрерывного экологического образования. Программы данной направленности призваны расширять теоретическую базу знаний предметов, связанных с познанием живой природы, способствуют приобретению опыта наблюдения за животным и растительным миром своего региона. Они дополняют программы естественно – научных курсов школьного образования, создавая условия развития и специализации творческих интересов обучающихся, обеспечивая возможность допрофессиональной подготовки.
Реализуемые дополнительные образовательные программы
Направление |
Наименование дополнительной образовательной программы |
Тип образовательной программы |
Возраст обучающихся |
1. Художественно – эстетическое. |
Программа танцевального кружка |
модифицированная |
6 - 18 |
Программа по декоративно – прикладному искусству «Затейники». |
модифицированная |
6 - 18 |
|
Программа по лоскутной графике «Марья искусница» |
модифицированная |
6 - 18 |
|
Программа по нитяной графике «Бисероплетение». |
модифицированная |
6 - 18 |
|
Программа по декоративно – прикладному искусству, тестопластике «Оч.умелые ручки» |
модифицированная |
6 - 18 |
|
Программа по декоративно – прикладному искусству, художественной вышивке «Фантазия» |
модифицированная |
6 - 18 |
|
Программа по фольклорному искусству |
модифицированная |
6 - 18 |
|
Программа по театральному искусству «МиМ» |
модифицированная |
6 - 18 |
|
Программа по вокальному музицированию «Радуга» |
модифицированная |
6 - 18 |
|
Программа театра мод |
модифицированная |
6 - 18 |
|
2. Эколого – биологическое. |
|
|
|
5.Социально – педагогическое. |
|
|
|
Основные технологии, используемые в обучении.
В дополнительном образовании сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиций развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Построение образовательного процесса в учреждении ориентировано не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие универсальных учебных действий ребенка, развитие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность – на то, что относится к индивидуальности человека. Принципиальная установка педагога – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, поэтому весь процесс обучения и воспитания строится на личностно – ориентированном обучении.
Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов. Подпрограмма «Формирования универсальных учебных действий
обучающихся на ступени дополнительного образования» утвержденная руководителем учреждения (Приложение 2).
Технологии, используемые в обучении:
- коллективные способы обучения - формирование личности комм