Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДДТ

_______________ А. Н. Прокопьева

Приказ № ____ от «____» _________ 2015г.

 

 

 

МОДИФИЦИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«ЛОСКУТНАЯ ГРАФИКА»

(программа рассчитана на три года обучения)

Возраст детей от 6- 18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

педагог дополнительного  образования

                                                   Баталова Людмила Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

Кысыл – Сыр

2015 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Целевой раздел

  1. Паспорт программы………………………………………………………………...4 стр.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………......6 стр.
    1. Актуальность……………………………………….…………………….…7 стр.

    2. Новизна……………………………………………………………………..7 стр.

    3. Ведущая идея …………………………………………………………….....7 стр.

    4. Цель программы ……………………………………………………………8 стр.

    5. Задачи программы …………………………………………………….……8 стр.

      1. Обучающие……………………………………………………………….8 стр.

      2. Личностные УУД………………………………………………...………8 стр.

      3. Регулятивные УУД……………………………………………...……….8 стр.

      4. Познавательные УУД…………………………………………………....8 стр.

      5. Коммуникативные УУД…………………………………………………8 стр.

    6. Отличительная особенность программы …………………………………8 стр.

    7. Принципы программы ………………………………………………….…..9 стр.

    8. Формы и методы занятий ………………………………………………….9 стр.

      1. Возраст детей………………………………………………………..……9 стр.

      2. Условия для реализации программы………………………………….10 стр.

      3. Ожидаемый результат…………………………………………..……...10 стр.

      4. Обучающие……………………………………………………………..10 стр.

      5. Личностные…………………………………………………………….10 стр.

      6. Коммуникативные……………………………………………………..10 стр.

      7. Познавательные………………………………………………………..11 стр.

      8. Регулятивный…………………………………………………………..11 стр.

      9. Оценка качества освоения программы……………………………….11 стр.

         

        Содержательный раздел

  1. Учебно-тематический план на 1-й год обучения ………………………….....11 стр.

3.1.Вводное………………………………………………………..………….11стр.

3.1.1Общие сведения о ткани………..………………………….…………12 стр.

3.1.2.Виды ручных стежков ……………………………………………….12 стр.

3.1.3.Шаблоны ……………………...………………………………………12 стр.

3.1.3Изучение швейной машины………………….…………………...….12 стр.

3.1.4Машинные швы…………………………………………….…………13 стр.

3.1.5.Обработка срезов изделия ……………………………………….…..13 стр.

3.16.6Обработка углов изделия …………………………………………...13 стр.

3.1.7Оборки ………………………………………...……………………….13 стр.

3.1.8Рюши …………………………………………………………………...13 стр.

3.1.9Петли ……………………………………..……………………………13 стр.

3.1.10Машинная стежка …………………………..………………………..13 стр.

3.1.11Техника «Разноцветная спираль» …………………………………..14 стр.

3.1.12Экскурсия. ОПТ ……………………………………………………..14 стр.

3.1.13.Содержание программы 1-й год обучения………………………...15 стр.

            Учебно-тематический план на 2 -й год обучения …………………………….18 стр.

3.2. Вводное……………………………………………………..…………..18 стр.

3.2.1.Утюжка ………………………………………………………………..18 стр.

                   3.2.2.  Приемы шитья из разноцветных лоскутиков ……………………..18 стр.

3.2.3. «Полоска к полоске»        ………………...…………………………18 стр.

                   3.2.4. « Весёлые квадратики»………………………………………………18 стр.

                   3.2.5. «Удивительные треугольники»………………………..……………18 стр.

3.2.6. Итоговое занятие …………………………………………………….. 18 стр.

3.2.7. Содержание программы на второй год обучения……………………19 стр.

 

            Учебно-тематический план на 3 -й год обучения…………………………..…..20 стр.

3.3.           Вводное………………………………………………………...………20 стр.

3.3.1.        Приёмы шитья из разноцветных лоскутиков……………………….21 стр.

               3.3.2. «Необычные ромбы»……………………………………………………..21 стр.

3.3.3. Забавные уголки» ………………………………...................................21 стр.

3.3.3. Итоговое занятие …………………………………………………………21 стр.

3.3.4.            Содержание программы на третий год обучения……………………….21 стр.

Организационный раздел

  1. Методическое обеспечение…………………………………………………...…..22 стр.
    1. Методическое обеспечение…………………………………………..…...22 стр.

    2. Условия реализации…………………………………..……………...……23 стр.

    3. Техническое оснащение…………………………………………………...23 стр.

    4. Инструменты и приспособления…………………….……………………23 стр.

    5. Материалы………………………………………………………………….23 стр.

    6. Дидактическое обеспечение…………...…………………………………..23стр.

  1. Работа с родителями………………………………………………………………23 стр.
  2. Модель выпускника……………………………………………………………….24 стр.
  3. Список литературы…………………………………………………………...…...25 стр.
  4. Приложения………………………………………………………………..……….27стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт программы

 

 

Полное наименование программы

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Лоскутная графика»

 

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008
  3.  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41
  4. Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС

Направленность программы   

Художественно-эстетическое

Тип образовательной программы   

Модифицированная

Срок реализации

3 года

Возраст обучающихся

6-18 лет

Цель программы

Создание возможностей творческого развития обучающихся, овладение теоретическими и практическими навыками работы с тканями, направленными на воспитание художественно-эстетического вкус.

 

Задачи программы

Обучающие:

  •    сформировать знания  по лоскутному шитью на уровне применения в различных видах декора;
  • обучить выполнять изделия в технике лоскутного шитья.
  • Знать и различать разновидности ткани, ручные и машинные строчки.
  • уметь эстетично применять фурнитуру, отделочные материалы.
  • Знать и соблюдать технологические требования при раскрое ткани.
  • Уметь построить, рассчитать схему, эскиз изделия.

Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых, сверстников;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

Регулятивные УУД:

  •   сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  •   Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  •  формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
  •   Формировать знания о профессионально-этических нормах;
  •  Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления;

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

 

 

Структура программы и оглавление

  • Пояснительная записка
  • Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса
  • Первый год обучения
  • Второй год обучения
  • Третий год обучения
  • Методическое обеспечение
  • Работа с родителями
  • Модель выпускника
  • Список литературы
  • Приложения

Ожидаемые результаты

Обучающие:

  •    сформированы знания  по лоскутному шитью на уровне применения в различных видах декора;
  • умеют выполнять изделия в технике лоскутного шитья.
  • Знают и различают разновидности ткани, ручные и машинные строчки.
  • Умеют эстетично применяют фурнитуру, отделочные материалы.
  • Знают и соблюдают технологические требования при раскрое ткани.
  • Умеют строить, рассчитывать схему, эскиз изделия.

Личностные:

  • владеют выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацией интересом к учении.
  • владеют навыками к самообразованию и самовоспитанию.
  • обладают адекватной позитивной самооценкой и Я - концепцией.
  • обладают компетенцией в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Коммуникативные:

  • обладают собственным мнением,
  • умеют аргументировать и координировать свою позицию с позицией партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.

Познавательные:

  •  умеют давать определение понятиям
  • Умеют устанавливать причинно – следственные связи ( индуктивные, дедуктивные).
  • Умеют обосновывать свое мнение и позицию. 

Регулятивный:

  • Умеют планировать и прогнозировать учебные действия.
  • Умеют контролировать  действия и действия других в сотрудничестве.
  • Имеют навыки самооценки и саморегуляции.
  • Умеют выявлять в работе области подлежащие коррекции.
  •  

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Программа кружка лоскутная графика «Марья-искусница» относится к художественно – эстетической направленности, рассчитана на возраст детей от 6 до 18 лет, время обучения 3 года.

     Данная модифицированная образовательная программа по дополнительному образованию детей разработана в соответствии с требованиями:      Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, приказа Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41, письма Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС.

  Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.
Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Предметной областью программы является художественное лоскутное шитье (пэчворк) и виды аппликации, как аксессуары домашнего интерьера.
   В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся последовательно освоят приемы выполнения аппликации, навыки изготовления лоскутных изделий с учетом современных технологий.
Большинство видов прикладного искусства развивается на народной основе. Лоскутное шитье и аппликация – одни из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства.

 Как аппликация, так и лоскутное шитье – искусство с многовековой историей и богатыми традициями. Поэтому занятия по народному декоративно-прикладному рукоделию имеют большое воспитательное значение. В настоящее время такое рукоделие становится все более распространенным в молодежной среде. Девочки украшают свои комнаты ковриками, подушками, панно, скатертями, пледами, сделанными из лоскутков в технике пэчворк или аппликации.

Данная программа соединяет сведения о лоскутном шитье, традициях в данном виде рукоделия, основных приемах шитья из лоскутков, аппликации и использование дополнительных видов декоративно-прикладного творчества                  

 

 

Актуальность программы

  Одной из главных задач обучения и воспитание детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятие, т.е. развитие  

творческой  культуры ребенка.

Еще несколько десятилетий назад секреты лоскутного шитья передавались в семье от поколения  к поколению. Сейчас эта связь утрачена, поэтому считаю восстановление традиций и воспитание у детей интереса к данному виду творчества – актуальным и необходимым.

В искусстве каждого народа есть свои традиции, и свой самобытный, исторически сложившийся стиль народной одежды, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа. Необходимо помочь обучающимся понять специфику этого искусства, а именно народного декоративно-прикладного искусства русского народа и научить отличать его от искусства других народов. Данная программа поможет постичь азы национального декоративно-прикладного творчества.

Приобщение детей к различным видам прикладного искусства, связанными рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. С  одним из  видов рукодельного творчества учащиеся знакомятся на занятии кружка: это обработка текстильных материалов, когда дети обучаются шитью. Приобщение учащихся к различным видам рукодельных работ - это и подготовка молодежи в рамках кружка к будущей семейной жизни. Развитие таких качеств, как настойчивость, терпение. Формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку.

Умение многое делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких - залог уверенности в себе. Человек, владеющий каким – то мастерством, не спасует перед любой другой проблемой: он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нем окажется потребность. Закрепить эту уверенность поможет кружок «лоскутная графика», в котором предлагаются темы для самостоятельных работ. Кружок «Лоскутная графика» предлагает использовать ту основу знаний и умений по обозначенным в нем темам, ничего не навязывая: он предлагает разные возможности.

 

Новизна:

 Данной программы заключается в том, чтобы помочь ребенку уйти от стрессовых ситуаций. Нагрузки в школе растут. И вместе с этим – раздражительность, головные боли, а некоторые, уже в этом возрасте, узнают о том, что у них есть давление. Оказывается, от стрессов и головных болей помогает такое время провождения, как разбирать разноцветные тряпичные лоскутки. Удивительно, но это действительно помогает! Так пришла идея соединить приятного с полезным: познакомить детей с народно-прикладным творчеством, научить выполнять изделия.

 

Ведущая идея:

Данная программа призвана помощь учащимся, имеющим склонность к декоративно - прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в различных популярных его направлениях - аппликации тканью, лоскутной технике. Занятия этим видом творчества будут способствовать развитию художественного вкуса, осознанному выбору профессии в дальнейшем и более успешной адаптации на современном рынке труда.

 

Цель программы:

  Создание возможностей творческого развития обучающихся овладение теоретическими и практическими навыками работы с тканями  направленными на воспитание художественно-эстетического вкус.

 

 

 

 

Задачи программы:

Обучающие:

  • сформировать знанияпо лоскутному шитью на уровне применения в различных видах декора;

  • обучить выполнять изделия в технике лоскутного шитья.

  • Знать и различать разновидности ткани, ручные и машинные строчки.

  • уметь эстетично применять фурнитуру, отделочные материалы.

  • Знать и соблюдать технологические требования при раскрое ткани.

  • Уметь построить, рассчитать схему, эскиз изделия.

    Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых, сверстников;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

Регулятивные УУД:

  •   сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  •   Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  • формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;

  •   Формировать знания о профессионально-этических нормах;
  • Формировать способность переносить нагрузки в течение определенного времени;

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления;

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

 

Отличительная особенность программы:

Отличительной особенностью программы: является совмещение творческого и художественно – эстетического воспитания обучающегося как взаимодополняющего и обогащающих друг друга направлений. Достижения ребенка такого уровня освоения программного материала, который позволит ему создать высокохудожественные произведения  с собственным почерком и индивидуальным своеобразием.

 

Принципы программы:

  • Принцип творчества – развитие фантазии, образного мышления.

  • Принцип индивидуально-личностного подхода – учет индивидуальных способностей и мнения каждого обучающегося. Обучающийся сам выбирает себе работу назанятии. Поощряется творческий подход к выполнению любой работы.

  • Принцип коллективизма – изготовление коллективных работ через создание дружеской обстановки на занятиях, взаимопомощи и взаимопонимания

 

Формы и методы  занятий:

  • наглядные – знакомство с иллюстративным материалом, образцами поделок, швов, которые сопровождают рассказ и беседу педагога.

  • словесные – индивидуальные и групповые инструктажи, беседы, рассказ, объяснение.

  • практическое – естественное продолжение и закрепление теоретических знаний. Педагог демонстрирует выполнениеопределенных операций и их последовательность.

    В педагогической работе используются индивидуальные и групповые методы обучения.

    Основной формой организации учебного процесса в творческом объединении являются занятия, продолжительностью 45 минут.

    Занятия проводятся по следующей схеме:

  • организационный момент

  • повторение пройденного материала

  • изложение новой темы

  • практическая работа

  • подведение итогов занятия.

    Наряду с объяснением и демонстрацией используются такие формы работы, как: лекции, беседы.

    В программе освещаются следующие основные разделы:

  • Изделия в технике пэчворк.

  • Аппликация из лоскутков.

  • Лоскутные фантазии.

            При изложении материала учитывается возраст детей. Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Работать над собой, осознанно выполнять заданный материал, уметь анализировать свои ошибки. Важно давать детям теорию, чтобы они были более грамотными. На каждой ступени обучения большое внимание уделяется технике выполнения технологических операций. Творческий рост учащихся – неотъемлемая часть задачи, которая стоит перед каждым педагогом

     

    Возраст детей:

     Программа курса рассчитана  для детей  школьного возраста (от 6 до 18 лет).

В группе занимаются 10 человек. Это позволяет использовать индивидуальный инструктаж, при котором обучение новым, более сложным навыкам ведется очень успешно.   

 Программа построена так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам.

1 год обучения 72 часа: теория – по 18 часов, практика – по 54 часа;

2 год обучения 108 часов: теория –17часов, практика –91;

3 год обучения 108 часов: теория – 12 часа, практика – 96 часа.

Занятия проводятся по подгруппам:                                                                                                                                                                                                              1 год обучения -  2 раза в неделю по 1 часу с перерывом 10-15 минут.

2 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу с перерывом по 10-15 мин

3 год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу по 10-15 мин.

Количество детей – 1 год: 10 человек; 2 и 3 год: 8-10 человек.

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0