Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

 

Наименование разделов тем

       Количество часов

УУД

Теор.

Практ.

Всего

 

Вводное занятие

1

 

1

  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • Рационально размещать инструменты и материалы.
  • Развивать творческое воображение, умение общаться в коллективе.

1

Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу.Направления искусства.

3

21

24

  • Умение работать в коллективе, проявлять интерес к занятиям;
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина.

1.1

Натюрморт

1

6

7

1.2

Сказочно былинный жанр

1

9

10

1.3

Жанр анималистки

1

6

7

2

Лепка из солёного тестас использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы.

4

26

30

  • Понимать культурно - историческую ценность традиций и уважать их;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Умение организовать свою деятельность;

2.1

Изготовление народных игрушек на каркасе (филимоновский, дымковский….)

1

5

6

2.2

Изготовление сувениров, оберегов, талисманов

1

5

6

2.3

Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

1

8

9

2.4

Композиция по теме якутские сказки (коллективная работа)

1

8

9

3

Изготовление изделий по технике папье-маше

4

20

12

  • Самостоятельно вносить изменения в оформлении по своему желанию, оценивать свою работу;
  • Формировать толерантные отношения к окружающим;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из папье-маше.

3.1

Изготовление игрушек

1

5

6

3.2

Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома)

1

5

6

4

Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы.

5

16

21

  • Получать удовольствие от работы;
  • Прислушиваться к мнению товарищей, чувствовать свою ответственность перед другими.
  • Формировать умения самостоятельно участвовать в  дискуссии и защищать свою точку зрения;

4.1

Изготовление куклы качалки

1

5

6

4.2

Изготовление куклы с подвижными руками и ногами

1

8

9

4.3

Изготовление кукол на тоненьких ножках

1

5

6

5

Воспитательная работа

5

1

6

  • Умение организовать свою деятельность,
  • Умение принимать решение в совместной деятельности;
  • Доставлять радость окружающим людям;
  • Формировать эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

6

Познавательно-досуговая деятельность

1

5

6

7

Выставки

 

6

6

8

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

 

 

108

 

 

Второй год обучения:

Знание:

  • Главные отличительные элементы орнамента в росписи народной игрушки (каргопольской, дымковской, филимоновской);

  • Ценностное отношение детей к окружающему миру и к самому себе, в результате возникающих во время работы повышенного физического, морального, эмоционального напряжения.

  • Основы композиции, как правильно создать эскиз, что такое фактура, как ее создавать и где использовать;

  • Виды росписи, составы красок;

  • История возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики;

Умение:

  • Выполнять простые композиции по методу проекта;

  • Правильно подбирать цветовое решение к работе;

  • Стилизовать простые формы;

  • Использовать лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления;

  • Применять на практике проектной деятельности (выполнение эскизов работы);

  • Применение стилизации в работе с соленым тестом;

  • Правильно подобрать сюжет к работе;

Навыки:

  • Работы с художественными материалами: гуашь, кисть, карандаш, солёное тесто, пластилин;

  • Работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой во время выполнения заданий по лепке и конструированию;

  • Коллективной творческой работы;

  • Навыки составления композиции (на плоскости);

  • Навыки росписи традиционных художественных промыслов.

 

 

 

 

 

Содержание программы

Второй год обучения

Вводное занятие.

Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.

Раздел 1. Картинка пластилином по стеклу.Направления искусства. Знакомство с народными промыслами, с жанрами пейзаж, портрет, анималистка, сказочно-былинный, натюрморт. Знакомство с особенностями пластилиновой картины и с основными цветами и законами соединения цвета.

Тема 1.1. Натюрморт.

Практические занятия.  Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу.Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов(придавливания, разглаживания и примазывания).Оформление картины.

Тема 1.2. Сказочно-былинный жанр.

Практические занятия.Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Оформление картины.

Тема 1.3. Жанр анималистки.

Практические занятия.Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Оформление картины.

Раздел 2.Лепка из солёного теста с использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы.История возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики.Знакомство о происхождении солёного теста, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.

Тема 2.2. Изготовление народных игрушек (филимоновский, дымковский…)

Практические занятия. Лепка фигур народных игрушек с помощью различных технических приемов на каркасе и фольге.Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.3.Изготовление сувениров, оберегов, талисманов.

Практические занятия.Лепка геометрических фигур с помощью различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Изготовление сувениров, оберегов, талисманов из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.4. Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

Практические занятия. Лепка персонажей народной русской сказки с помощью различных технических приемов(модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление панно.

Тема 2.5. Композиция по теме якутские сказки (коллективная работа)

Практические занятия. Лепка персонажей якутской сказки с помощью различных технических приемов(модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Оформление панно.

Раздел 3. Изготовление изделий по технике папье-маше. Знакомство об истории игрушек, о папье-маше и особенностями материала, используемые при декорировании работ.

Тема 3.3. Изготовление игрушек.

Практические занятия.Изготовление игрушек, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка,покраска деталей и роспись игрушек.

Тема 3.4. Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома).

Практические занятия.Изготовление эскиза, формы посуды, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись посуды.

Раздел 4.Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы.Изучение образцов кукол.Образцы кукол в ХIХ веке. Изучение кукол по энциклопедиям, каталогам, образцам коллекции. Страны-изготовители, виды, типы, конструкции.

Тема 4.1. Изготовление куклы качалки.

Практические занятия. Изготовление эскиза кукол, выбор формы (полусфера, от талии и выше смоделируем из проволоки и фольги). Оклеивание формы, изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Тема 4.2. Изготовление куклы с подвижными руками и ногами.

Практические занятия. Изготовление эскиза кукол, выбор формы (смоделируем из проволоки и фольги). Изготавливаем крепежные детали (петельки) из проволоки. Оклеивание формы, изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Тема 4.3. Изготовление кукол на тоненьких ножках.

Практические занятия. Изготовление эскиза кукол, выбор формы. Изготовление проволочного каркаса. Оклеивание бумажной массой,изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Раздел 5. Воспитательная работа.

Развитие универсальных учебных действий детей.

Практика: Беседы, обсуждения, час общения, информационно-правовые лектории, беседы с элементами ситуативного практикума, чаепитие. 

Раздел 6. Познавательно-досуговая деятельность.

Праздничные мероприятия в рамках образовательного учреждения и посёлка.

Раздел 7. Выставки.

В образовательном учреждении, общепоселковые, улусные, всероссийские и международные.

Раздел 8. Итоговое занятие.

Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

 

 

Наименование разделов тем

       Количество часов

УУД

Теор.

Практ.

Всего

 

Вводное занятие

1

 

1

  • Готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • Рационально размещать инструменты и материалы.

1

Пластилинография. Картинка пластилином по стеклу.Направления искусства.

3

21

24

  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из пластилина;
  • Формировать умения самостоятельно участвовать в  дискуссии и защищать свою точку зрения;
  • Формировать толерантные отношения к окружающим.

1.1

Натюрморт

1

6

7

1.2

Сказочно былинный жанр

1

9

10

1.3

Жанр анималистки

1

6

7

2

Лепка из солёного тестас использованием объемных и плоских элементов. Народные промыслы.

4

26

30

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки и реализации конструктивного замысла;
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из солёного теста;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации.

2.1

Изготовление народных игрушек на каркасе (филимоновский, дымковский….)

1

5

6

2.2

Изготовление сувениров, оберегов, талисманов

1

5

6

2.3

Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

1

8

9

2.4

Композиция по теме якутские сказки (коллективная работа)

1

8

9

3

Изготовление изделий по технике папье-маше

4

20

12

  • Умение организовать свою деятельность;
  • Самостоятельно вносить изменения в оформлении по своему желанию, оценивать свою работу.
  • Учить самостоятельности в подборе и работе с литературой;
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое изделие выполнить;

3.1

Изготовление игрушек

1

5

6

3.2

Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома)

1

5

6

4

Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы.

5

16

21

  • Умение сравнивать и оценивать своё изделие;
  • Развивать  эстетический вкус, получать удовлетворение от труда.
  • Формировать способность самостоятельно организовывать свое рабочее место и убирать за собой.

4.1

Изготовление куклы качалки

1

5

6

4.2

Изготовление куклы с подвижными руками и ногами

1

8

9

4.3

Изготовление кукол на тоненьких ножках

1

5

6

5

Воспитательная работа

5

1

6

  • Умение организовать свою деятельность,
  • Умение принимать решение в совместной деятельности;
  • Доставлять радость окружающим людям;
  • Формировать эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

6

Познавательно-досуговая деятельность

1

5

6

7

Выставки

 

6

6

8

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

 

 

108

 

 

Третий год обучения:

Знания:

  • Ценностные отношениядетей к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к людям, к своему здоровью и внутреннему миру;

  • Значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объём, растительный и геометрический орнамент, ритм, композиция;

  • Сочетание цветов;

  • Закреплять ранее полученные знания об истории возникновения и развития промысла, народные и авторские игрушки из глины и керамики, главные отличительные элементы орнамента в росписи народной игрушки (каргопольской, дымковской, филимоновской);

Умения:

  • Использовать термины (тезаурус);

  • Применять ранее полученные знания на практике;

  • Публично выступать по проблемным вопросам;

  • Исследовательская деятельность;

  • Моделировать новые формы, создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Навыки:

  • Работы в коллективе;

  • Умение сопереживания и помощи, взаимовыручки и поддержки;

  • Самоорганизация в групповой работе;

  • Работы с книгой.

  • Закрепить и усовершенствовать приобретенные навыки первого и второго года обучения.

     

Содержание программы

Третий год обучения

 

Вводное занятие.

Общее понятия о правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Правила техники безопасности при работе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарной безопасности.

Раздел 1. Картинка пластилином по стеклу.Направления искусства.Расширение, укрепление знаний о народных промыслах, о жанрах пейзаж, портретах, анималистке, сказочно-былинном жанре, натюрморте. Обогащение кругозора об особенностях пластилиновой картины и об основных цветах и законах соединения цвета.

Тема 1.1. Натюрморт.

Практические занятия.  Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу.Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов(придавливания, разглаживания и примазывания).Самостоятельный выбор элементов оформления картины.

Тема 1.2. Сказочно-былинный жанр.

Практические занятия.Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Самостоятельный выбор материала для оформления картины.

Тема 1.3. Жанр анималистки.

Практические занятия.Лепка сюжетных картин пластилином по стеклу. Самостоятельная подготовка эскиза. Нанесение рисунка по стеклу, лепка пластилином по стеклу с помощью различных технических приемов (придавливания, разглаживания и примазывания).Самостоятельный выбор элементов оформления картины.

Раздел 2.Лепка из солёного теста с использованием объёмных и плоских элементов. Народные промыслы.Расширение и укреплениекругозораоб истории возникновения и развития промысла, о народных и авторских игрушках из глины и керамики.Обогащение знаний о происхождении солёного теста, об истории появления красок. Кисти, пастель, карандаши, акварель.

Тема 2.2. Изготовление народных игрушек (филимоновский, дымковский…)

Практические занятия.Самостоятельноеизготовление народных игрушек с использованием изученных за два года обучения различных технических приемов на каркасе и фольге.Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.3.Изготовление сувениров, оберегов, талисманов.

Практические занятия.Лепка геометрических фигур с применением раннее полученных знаниях о различных технических приемов (конструктивный, скульптурный, комбинированный). Самостоятельное изготовление сувениров, оберегов, талисманов из соленого теста. Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком.

Тема 2.4. Композиция по теме русские народные сказки (коллективная работа)

Практические занятия.Самостоятельная лепка персонажей народной русской сказки с раннее полученными знаниями о различных технических приемов (модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Самостоятельный выбор элементов для оформлении панно.

Тема 2.5. Композиция по теме якутские сказки (коллективная работа)

Практические занятия.Самостоятельная лепка персонажей якутской сказки с раннее полученными знаниями о различных технических приемов (модульный, барельеф, контррельеф).Замешивание теста, лепка, сушка, окрашивание, покрытие лаком. Самостоятельный выбор материалов для оформления панно.

Раздел 3. Изготовление изделий по технике папье-маше.Закрепление и расширение  знаний об истории игрушек, о папье-маше и особенностями материала.

Тема 3.3. Изготовление игрушек.

Практические занятия.Самостоятельное изготовление игрушекс использованием изученных за два года обучения различных технических приемов, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись игрушек.

Тема 3.4. Изготовление кухонной утвари (Гжельская майолика, жостовская роспись, хохлома).

Практические занятия.Самостоятельное изготовление кухонной утвари с применением изученных навыков за два года обучения. Изготовление эскиза, формы посуды, оклеивание формы, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись посуды.

Раздел 4.Лепка. Изготовление куклы по технике папье-маше из бумажной массы.Расширение и углубление знаний об изучении образцов кукол.Образцы кукол в ХIХ веке. Укрепление знаний кукол по энциклопедиям, каталогам, образцам коллекции. Страны-изготовители, виды, типы, конструкции.

Тема 4.1. Изготовление куклы качалки.

Практические занятия. Самостоятельное изготовление куклы качалки с применением ранне полученными знаниями о технике выполнения работы.  Самостоятельноразработать эскиз изготавливаемой работы, выбор формы (полусфера, от талии и выше смоделируем из проволоки и фольги). Оклеивание формы, изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Тема 4.2. Изготовление куклы с подвижными руками и ногами.

Практические занятия. Изготовление куклы с подвижными руками и ногами с применением изученных навыков за два года обучения. Самостоятельное изготовление эскиза кукол, выбор формы (смоделируем из проволоки и фольги). Изготавливаем крепежные детали (петельки) из проволоки. Оклеивание формы, изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги,сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Тема 4.3. Изготовление кукол на тоненьких ножках.

Практические занятия. Изготовление кукол на тоненьких ножках с применением раннее изученных навыков обучения. Самостоятельное изготовление эскиза кукол, выбор формы. Изготовление проволочного каркаса. Оклеивание бумажной массой,изготовление прически из скрученной в жгут туалетной бумаги, сушка, шлифовка наждачной бумагой, грунтовка, покраска деталей и роспись куклы.

Раздел 5. Воспитательная работа.

Развитие универсальных учебных действийдетей.

Практика: Беседы, обсуждения, час общения, информационно-правовые лектории, беседы с элементами ситуативного практикума, чаепитие.

Раздел 6. Познавательно-досуговая деятельность.

Праздничные мероприятия в рамках образовательного учреждения и посёлка.

Раздел 7. Выставки.

В образовательном учреждении, общепоселковые, улусные, всероссийские и международные.

Раздел 8. Итоговое занятие.

Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.

 

Методическое обеспечение образовательной программы

 

Методическое обеспечение образовательной программы по художественной лепке включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 6-18 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения.  Педагог делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися (рисунки, открытки, эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ, разработку отдельных тематических занятий). Также педагогом разрабатывается рабочая тетрадь, включающая все памятки необходимые для работы, игровые задания, сказки.

 

Формы подведения итогов образовательной программы

 

Формы подведения итого образовательной программы включают в себя:

  • Организацию и проведения открытых занятий для педагогов, учителей и родителей учащихся;

  • Проведение мастер-классов;

  • Участие в школьных тематических выставках (День знаний, новогодний маскарад, рождество,8 марта, день влюбленных, итоговая выставка, выставка работ учащихся к попечительскому совету и т.д.);

  • Участие в поселковых, улусных, всероссийских и международных конкурсах, выставках, фестивалях.

     

     

     

Работа с родителями

 

При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. (Приложение 5)

Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить отца и мать.

В работе с родителями лучше не сравнивать детей друг с другом; находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души; уметь устанавливать гибкие, доверительные,доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты творческой деятельности, приглашая на выставки детских работ; учитывать рекомендации родителей; привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (помощника в изготовлении необходимых инструментов, материалов и др.).

Необходимо осуществлять связь родители + ребенок + педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).

 

Условия реализации программы

 

Для успешной реализации образовательной программы есть все необходимые условия:

 

Материально-технические условия:

 

  1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно, форточка для проветривания;
  2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и полки для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов,  для литературы;
  3. ТСО: компьютер;
  4. Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки,нож канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, циркуль,  скалка, чеснокодавка, ситечко металлическое, кондитерские формочки,  перчатки резиновые, губка;
  5. Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, клей «Титан»,            тесьма, лак, ткань(разная), шпагат, обои, зубочистки,  фольга, бисер, готовые                                 рамки, плотный картон.

 

Внешние условия:

 

  1. Сотрудничество с Центральной библиотекой;

  2. Детской библиотекой;

  3. Школьной библиотекой;

  4. ДК «Нефтяник»;

  5. МБОУ КСОСШ.

     

     

     

     

     

    Модель выпускника

     

Компоненты готовности к жизнедеятельности

Личностно-значимые качества воспитанника ДДТ

Мировоззренческий

  • Патриотизм, гражданственность, гуманизм, интернационализм.

Нравственный

  • Усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера;
  • Соблюдение норм коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей;
  • Толерантность, терпимость и открытое отношение друг к другу, к различным социальным группам.

Психофизический

  • Творческий потенциал;
  • Саморегуляция поведения;
  • Мотивация на здоровый образ жизни;
  • Здоровое самоуважение;
  • Коммуникативная компетентность.

Самоопределение в социуме

  • Гражданская зрелость;
  • Социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии своей страны, региона, окружающих людей;
  • Готовность к осуществлению задач собственного профессионально-нравственного развития;
  • Убежденность в необходимости и значимости трудовой деятельности;
  • Способность выстраивать свое поведение в соответствии с общекультурными, гражданскими и социальными поведенческими нормами;
  • Готовность к позитивной деятельности в социуме.

Гражданин, гуманист, человек, обладающий социальными и межкультурными компетенциями

  • Обладающий нормами общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера;
  • Соблюдающий нормы коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей;
  • Обладающий толерантностью, терпимостью и открытым отношением друг к другу, к различным социальным группам.

Адаптированный и самостоятельный, успешный, обладающий компетенциями саморазвития