б) Специфика процесса обучения в Доме детского творчества
Особенностью или уникальностью в ДДТ является процесс обучения. Он носит более неформальный характер, чем в школе, и поэтому ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему. Вследствие большего значения непосредственного, неформального общения с педагогом, более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на воспитанника. Отсутствие обязательного образовательного стандарта в ДДТ даёт возможность педагогу дифференцированно ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, строить обучение по принципу – процесс ради процесса, учение ради учения, то есть следовать природе познавательного развития ребёнка, поэтому мы пришли к выводу, что образовательный процесс строится с позиции развивающего образования. Для более полной оценки состояния педагогического процесса и условий для его развития были разработаны анкеты для педагогов ДО, воспитанников и их родителей.(Приложение 4)
Организация образовательного процесса служит основой для дальнейшего самоопределения обучающихся в жизни. Это осуществляется через образовательные программы, разработанные педагогами, которые предусматривают определенный базовый образовательный результат.
Образовательно-воспитательный процесс основывается на принципах:
- Ориентации на личностные интересы, потребности и способности ребенка;
- Свободного самоопределения и самореализации детей;
- Единства обучения, воспитания и развития;
- Многоуровневого и непрерывного воспитания и образования: программы интегрирующих все виды художественного творчества, где ребенок может себя реализовать через конкретные виды деятельности.
В триаде «обучение – воспитание – развитие» традиционно именно обучению, то есть передаче системы знаний отводилась главенствующая роль. Сейчас ХХI век. Век новой информации. Расширение пространства, а значит, объём информации, её многопрофильность сделали очевидным тот факт, что всё знать и уметь - невозможно, однако возможно освоение, владение, нахождение истины, развитие творческих способностей.
Итоговая аттестация обучающихся.
Ежегодно проводятся итоговая аттестация обучающихся. Итоговая аттестация рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.
Формы проведения итоговой аттестации:
- Итоговые занятия: тестирование, защита творческих работ и проектов, игра, викторины, конкурсы, и др.
- Итоговые мероприятия: концерт, выставка, конкурс, соревнование, конференция и др.
- мониторинг качества освоения образовательной программы: диагностические срезы, анкеты, тесты и т.д.
IX. Инструктивно – методическая деятельность.
Организация инструктивно - методической деятельности направлена на совершенствование образовательного процесса, программного обеспечения, форм и методов деятельности объединений, профессионализма педагогических работников. Главной ее целью является создание условий для развития педагогического мастерства, повышение профессионального саморазвития педагогов.
Инструктивно – методическая деятельность организуется с педагогами учреждения:
Вся инструктивно - методическая деятельность с педагогами учреждения осуществляется в следующих направлениях:
Аналитическая деятельность.
- отслеживание профессиональных и информационных потребностей педагогов учреждения
- создание базы данных о педагогических работниках учреждения
- изучение и обобщение результативного педагогического опыта.
Информационная деятельность.
- ознакомление педагогических работников с педагогической, психологической и методической литературой.
- информирование педагогических работников о новых направлениях дополнительного образования детей, содержании образовательных программ
Организационно – методическая.
- методическое сопровождение, разработка методических рекомендаций педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный период
- организация работы временных проблемных групп, творческих мастерских и других методических мероприятий.
Консультационная.
- организация консультационной работы для педагогов учреждения
Основные формы работы с педагогами учреждения по организации их непрерывного образования:
- организация работы над темами по самообразованию;
- участие в семинарах педагогов дополнительного образования
- организация и проведение методических дней;
- обобщение опыта работы педагогов учреждения;
- организация тематических выставок;
- обзор методической литературы;
- методическое сопровождение и оказание практической помощи в период подготовки к аттестации, в межаттестационный период;
- организация индивидуальных консультаций;
X. Воспитательная деятельность.
Цель: в основе воспитательного процесса МБУ ДО « Дома детского творчества» поставлена цель: формирование личности, владеющей культурой жизненного самоопределения, способной задействовать все механизмы самореализации, саморазвития.
Данная цель реализуется через воспитательный план, утвержденный руководителем учреждения (Приложение 5), проведение учебных занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
Основные направления воспитательной работы:
организация работы с детьми, занимающимися в объединениях;
организация летнего лагеря дневного пребывания детей.
Система воспитательной работы включает в себя:
- Программа «Здоровье»
- Программа «Семья»
- Программа «Каникулы»
- Летняя школа
- Планирование, анализ воспитательной работы
- Работа с педагогическими кадрами
- Культурно-массовые, досуговые мероприятия
- Воспитательная работа на занятиях
Традиционные мероприятия, проводимые с детьми:
- огоньки знакомств;
- день Республики Саха (Якутия);
- мы против террора;
- день учителя;
- неделя пожарной безопасности;
- праздник осени;
- день матери;
- день пожилых людей;
- День народного единства России;
- хеллоуин;
- новогодние утренники;
- рождественские гадания;
- неделя здоровья;
- день святого Валентина;
- театральная гостиная;
- день космонавтики;
- праздники, посвященные дню защитника Отечества, 8 марта;
- день земли;
- день защиты детей.
Организация работы «Летней школы»
Реализация программы летней занятости детей - база для формирования досуговых предпочтений детей и подростков, что является расширением пространства самореализации личности и способом самовыражения.
Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в п.Кысыл-Сыр, характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди подростков и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом процессы. Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в образовании условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Процесс организации досуга учащихся своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать золотые правила нравственности. И чем больше ребенок будет задействован в такой деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.
Цель: вовлечения детей поселка (из многодетных, малоимущих, неполных и семей социального риска) в каникулярный период, в активный и полезный отдых, через организацию совместной деятельности взрослых и детей, профессионального самоопределения, творческой самореализации, нравственного, гражданского, патриотического, экологического воспитания детей, физического и духовного развития.
Задачи:
- организация летней занятости детей, интересного и разнообразного общения;
- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка, для успешного формирования позитивного отношения к жизни;
- профилактика безнадзорности и правонарушений в летний период;
- внедрение новых форм летней занятости детей.
Целевая аудитория:
Программа летней школы рассчитана детей от 7 лет до 14 лет:
- учащиеся МБОУ ДОД ДДТ п.Кысыл-Сыр,
- не организованные дети и подростки, находящихся в жизненно сложной ситуации.
Формы занятий:
- развлекательные, спортивные и познавательные мероприятия для детей и подростков:
- тематические занятия;
- экскурсии; походы,
- дискуссии беседы по ПДД.
- общественно-полезный творческие трудовые дела
Методы:
• метод коллективного действия;
• метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;
• метод воздействия доброжелательной обстановкой;
• метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;
• метод поощрения;
• метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.
Оценка качества предаставляемых услуг включает:
· оценку деятельности каждого кружка и отдельного учащегося;
· оценка достигнутых результатов,
· анализ эффективности реализации Программы летней школы,
· определение перспектив дальнейшего развития
· выработку рекомендаций на новый год.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На 2015-2016 уч.г.
объединения |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
Инд-ые |
итого |
|||||||||||
Кол-во групп |
Кол-во учащихся |
Кол-во часов |
Кол-во групп |
Кол-во учащихся |
Кол-во часов |
Кол-во групп |
Кол-во учащихся |
Кол-во часов |
Кол-во групп |
Кол-во учащихся |
Кол-во часов |
Кол-во групп |
Кол-во учащихся |
Пед. часов |
Всего часов в год |
|
Художественное направление |
||||||||||||||||
Лоскутная графика «Марья искуссница» Баталова Л.В. |
2 |
10 |
4 |
2 |
11 |
6 |
2 |
11 |
6 |
1 |
2 |
2 |
7 |
34 |
18 |
678 |
Художественная вышевка «Фантазия» Даукежанова Ш.М |
2 |
12 |
4 |
2 |
11 |
6 |
2 |
10 |
6 |
1 |
3 |
2 |
7 |
35 |
18 |
678 |
Бумагопластика «Затейники» Стебко Л.Ф. |
2 |
13 |
4 |
2 |
12 |
6 |
2 |
10 |
6 |
1 |
3 |
2 |
7 |
35 |
18 |
678 |
Тестопластика«Оч.умелые ручки» Борисова Ю.В. |
2 |
11 |
4 |
2 |
12 |
6 |
2 |
12 |
6 |
1 |
3 |
2 |
7 |
38 |
18 |
678 |
Театр мод «АйарКуо» Томская С.М. |
2 |
10 |
4 |
2 |
10 |
6 |
2 |
10 |
6 |
1 |
2 |
2 |
7 |
32 |
18 |
678 |
Фольклорный кружок «Иэйии» Степанова М.Н. |
2 |
12 |
4 |
2 |
10 |
6 |
2 |
11 |
6 |
1 |
3 |
2 |
7 |
36 |
18 |
678 |
Вокальный кружок «Радуга» Степанова М.Н. |
1 |
5 |
2 |
1 |
5 |
3 |
1 |
5 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
15 |
9 |
339 |
Театральный кружок «МиМ» Микулянич Н.В. |
2 |
10 |
4 |
2 |
10 |
6 |
2 |
9 |
6 |
1 |
6 |
2 |
7 |
35 |
18 |
678 |
Танцевальный кружок «Карамельки» Яковлева М.И. |
2 |
10 |
4 |
2 |
9 |
6 |
2 |
6 |
6 |
1 |
3 |
2 |
7 |
28 |
18 |
678 |
Бисероплетение Бережнова Д.П. |
2 |
10 |
4 |
2 |
11 |
6 |
2 |
11 |
6 |
1 |
2 |
2 |
7 |
34 |
18 |
678 |
Прогнозируемые результаты реализации образовательных программ
№ |
Объединения, руководитель |
Срок реализации программы |
Запланировано часов |
Проведено часов с 1-й группой |
Проведено часов с 2-й группой |
Проведено часов с 3-й группой |
% реализации программы |
1 |
Лоскутная графика «Марья искуссница» Баталова Л.В. |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
98% |
2 |
Художественная вышевка «Фантазия» Даукежанова Ш.М |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
98% |
3 |
Бумагопластика «Затейники» Стебко Л.Ф. |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
95% |
4 |
Тестопластика«Оч.умелые ручки» Борисова Ю.В. |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
98% |
5 |
Театр мод «АйарКуо» Томская С.М. |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
89% |
6 |
Фольклорный кружок «Иэйии» Степанова М.Н. |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
96% |
7 |
Вокальный кружок «Радуга» Степанова М.Н. |
3 года |
339 |
72 |
108 |
108 |
80% |
8 |
Театральный кружок «МиМ» Микулянич Н.В. |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
98% |
9 |
Танцевальный кружок «Карамельки» Яковлева М.И. |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
98% |
10 |
Бисероплетение Бережнова Д.П. |
3 года |
678 |
144 |
216 |
216 |
87% |
XI. Оценка реализации образовательной программы
Оценка качества реализации данной образовательной программы будет происходить через проведение мониторинга. (Приложение 6) Мониторинг – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам деятельности учреждения.
В систему мониторинга качества образовательной деятельности учреждения входят:
- установление критериев, по которым можно судить о достижении образовательных результатов;
- сбор данных и оценка результатов;
- принятие соответствующих решений на основе критериев оценки образовательной деятельности.
Параметры педагогического мониторинга:
- Результативность обучения, воспитания и развития обучающихся.
- Профессиональное мастерство педагогов.
- Уровень методического обеспечения учебно – воспитательного процесса;
- Результативность деятельности учреждения в образовательной среде.
Результативность обучения, воспитания и развития обучающихся
оценивается через:
- посещение занятий в объединениях по интересам, оценка индивидуальной работы обучающихся в течение занятия;
- анализ результатов участия членов объединений в смотрах, выставках, конкурсах;
- проведение анкетирования.
Профессиональное мастерство педагогов оценивается через:
- анализ организационных условий работы объединения;
- оценку качества преподавания в результате посещение занятий педагогов;
- анализ качества образовательных программ;
- анализ состояния документации;
- участие педагогов в конкурсах разного уровня;
- выступления педагогов на семинарах, педсоветах;
- оценку содержания воспитательной работы.
Уровень методического обеспечения учебно – воспитательного процесса оценивается через:
- систематичность проведения семинаров, тематических недель;
- анализ результатов обобщения опыта педагогов учреждения;
- анализ оперативности информационно – методического обеспечения педагогов, своевременного внедрения новейших образовательных и воспитательных технологий.
Результативность деятельности учреждения в образовательной среде оценивается через:
- анализ спроса на образовательные услуги учреждения;
- анализ стабильности детских объединений;
- организацию и участие в смотрах, конкурсах, фестивалях.
XII. Ожидаемые результаты:
- рост разнообразия и качества образовательных услуг;
- обеспечение права и возможности каждому обучающемуся на удовлетворение его образовательных потребностей;
- сохранность контингента в объединениях;
- формирование у воспитанников личностных мотивационных механизмов обучения, с помощью развития интереса и способностей в выбранном воспитанником виде деятельности;
- рост охвата обучающихся старшего возраста и мальчиков;
- формирование опыта самопознания, профессиональное самоопределения, самореализации, саморазвития в образовательной деятельности;
- формирование умений вести диалог с педагогом по данному направлению, проблематизировать собственную деятельность.
- формирование интереса к здоровому образу жизни с помощью здоровьесберегающих технологий, бережного отношения к своему здоровью.
- развитие навыков исследовательской деятельности.
- умение разрабатывать и создавать проекты, разбивать проект на последовательные этапы выполнения.
- умение применять знания по межпредметным связям, направленных на обеспечение в пространстве занятий процессов самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности воспитанника.
- формирование гуманизации контроля и оценки образовательной деятельности воспитанников на каждой ступени образования.
- удовлетворение спроса детей и их родителей на разные виды деятельности;
- многоуровневость, многопрофильность образовательно – развивающих программ как результат сотрудничества обучающихся, педагогов, руководителей;
- рост личностных и профессиональных достижений педагогического коллектива;
- создание атмосферы успеха.
Система контроля качества обучения.
Цель контроля: выявить уровень знаний и уровень обученности у воспитанников.
Для отслеживания эффективности деятельности творческих объединений в Доме детского творчества мы осуществляем мониторинг по трем направлениям: развитие, воспитание, обучение. Система отслеживания результатов образовательной деятельности у нас в «Доме детского творчества» включает в себя:
- Вводный контроль - это предварительное выявление уровня подготовленности и доминирующих мотивов детей к выбранному виду деятельности; уровень воспитанности обучающихся (ценностные ориентации). Вводный контроль проводится в начале учебного года при наборе детей в творческие объединения.
- Промежуточный контроль – осуществляется в процессе усвоения учебного материала. В рамках этого контроля проводится повторная проверка (параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного), периодическая проверка (для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательных программ, для ликвидации пробелов в знаниях и умениях). Этот вид контроля проводится в конце первого полугодия и в течение всего учебного года по мере необходимости.
Кроме того, применяем диагностику сформированности универсальных учебных действий в детских коллективах.
- Итоговый контроль - осуществляется в конце учебного года для проверки знаний, умений и навыков по образовательным программам, для перевода обучающихся с одного этапа обучения на следующий. В соответствии с результатами итогового контроля определяется, насколько достигнуты результаты программы каждым ребенком, полнота выполнения образовательных программ.
Каждый педагог в своей программе выявляет результаты образовательной деятельности детей на различных возрастных этапах их самоопределения, определяет параметры результативности на основании содержания своей образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Педагоги используют различные формы подведения итогов по образовательным программам: зачеты, тестирование, гимнастические тесты (развитие гибкости, пластики), конкурсы, выставки, смотры, фестивали, творческие задания.
Основные показатели результатов обучения по образовательным программам педагогов ДДТ включают в себя:
- Практическую подготовку обучающихся (что за определенный промежуток времени ребенок должен научиться делать);
- Теоретическую подготовку обучающихся (какой объем знаний в результате обучения он должен усвоить за определенный промежуток времени);
- Предметные достижения за данный промежуток времени (призовые места в выставках, конкурсах);
- Личностное развитие обучающихся.
Оценка полученных детьми знаний и умений производится по 3-балльной шкале, где каждый балл соответствует определенному уровню. Низкий уровень 1 балл, средний – 2 балла, и высокий уровень – 3 балла. Проявление знаний и умений по уровням, соответствующих количеству баллов, каждый педагог подробно раскрывает в программных требованиях.
Для фиксации полученных результатов образовательной деятельности в творческих объединениях мы разработали сводные карты развития по группам, с учетом возраста детей, которые заполняют педагоги.
Начиная со второго года обучения, каждый педагог заводит тетрадь готовых изделий, где фиксирует все выполненные работы, успехи и достижения своих воспитанников, определяет направления саморазвития.
Результаты аттестации обучающихся анализируются педагогами и администрацией по следующим параметрам:
- Количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу; освоивших программу в достаточной степени; слабо освоивших или не освоивших программу.
- Количество детей, переведенных или не переведенных на следующий этап обучения.
- Количество выпускников по образовательным программам.
Модель выпускника
Компоненты готовности к жизнедеятельности |
Личностно-значимые качества воспитанника ДДТ |
Мировоззренческий |
|
Нравственный |
|
Психофизический |
|
Самоопределение в социуме |
|
Гражданин, гуманист, человек, обладающий социальными и межкультурными компетенциями |
Обладающий нормами общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера. Соблюдающий нормы коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей. Обладающий толерантностью, терпимостью и открытым отношением друг к другу, к различным социальным группам. |
Адаптированный и самостоятельный, успешный, обладающий компетенциями саморазвития |
Обладающий высокими нравственными качествами, творческой адаптивностью, с
Меню сайта
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |