Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное образование «Вилюйский улус (район)»

МБОУ дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

 

 

 

 

                                                                                                            УтвержденА:

                                                                                                            Директор МБУ ДО ДДТ

                                                                                                            ______А.Н. Прокопьева

                                                                                 Приказ №____ «__»____________2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Модифицированная

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 « БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

(программа рассчитана на три года, возраст учащихся  6-18 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Составитель:  

Педагог дополнительного образования

                                                                               Бережнова Дарианна Пахомовна                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Кысыл-Сыр 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Целевой раздел

  1. Паспорт программы………………………………….………...…………………. 4 стр.
  2. Пояснительная записка……………………………………………………....….6-7 стр.
    1. Направленность дополнительной образовательной программы:…...….7 стр.
    2. Основные идеи ……………………………...……………………………..7 стр.
    3. Актуальность ……………………………………………………….……...7 стр.
    4. Новизна, педагогическая целесообразность ……………………………..8 стр.
    5. Цель программы……………………………………………………………8 стр.
    6. Задачи программы……………………………………………………….....8 стр.
      1. Обучающие задачи……………………………………………….…….8 стр.
      2. Коммуникативные УУД………………………………….………...…..8 стр.
      3. Личностные УУД…………………………………………………….....8 стр.
      4. Познавательные УУД…………………………………………………..8стр.
      5. Регулятивные УУД……………………………………………………..9 стр.
    7. Формы учебной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий ……………………………………………………………...9 стр.
    8. Условия развития действия оценки учебной деятельности …………....10 стр.
    9. Сроки реализации программы……………………………………….……10 стр.
    10. Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса …………………………………………...…………………………..11 стр.
      1. 1 ступень - начальная ….......................................................................11 стр.
      2. 2 ступень - основная …........................................................................ 11 стр.
      3. 3 ступень - итоговая…………………………………………...............11 стр.
    11. Основные принципы программы ………………………………………...11 стр.
    12. Ожидаемые результаты…………………………………………………....11 стр.
      1. Обучающие……………………………………………………...……..12 стр.
      2. Личностные УУД……………………………………………………...12 стр.
      3. Регулятивные УУД………………………………………………........12 стр.
      4. Познавательные УУД…………………………………………………12 стр.
      5. Коммуникативные УУД……………………………………………....12 стр.
    13. Формы и режим занятий …………………………………………….……12 стр.
    14. Организация воспитательного процесса ………………………………...13 стр.
    15. Методика выявления, диагностики образовательных результатов и оценки…………………………………………………………………………..13 стр.
    16. Для реализации данной программы обучающийся должен иметь……………………………………………………………………………14 стр.
    17. Оснащение кабинета необходимым методическим материалом……………………………………………………………………..14 стр.
    18. Для проведения занятий по бисероплетению собрана необходимая обучающая литература………………………………………………………..14 стр.

Содержательный раздел

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………………………..……..15 стр.
    1. Содержание программы на первый год обучения……………………….16 стр.
      1. Вводное занятие……………………………………………………….16 стр.
      2. Плоское параллельное плетение на проволоке …………………......16 стр.
      3. Метод низания дугами (французская техника плетения)…………..17 стр.
      4. Объёмные изделия на основе параллельного плетения ……..……..17 стр.
      5. Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек……………………..17 стр.
      6. Элементы плетения бижутерии. Подвески…………………………..17 стр.
      7. Ажурное плетение……………………………………………………..17 стр.
      8. Техника низания крестом……………………………………………..17 стр.
      9. Выставки……………………………………………………………….18 стр.
      10. Познавательно- досуговая деятельность………………………….....18 стр.
      11. Воспитательная работа ………….………………………………........18 стр.
      12. Итоговые занятия……………………………………………………...18 стр.

Учебно-тематический план 2-го года обучения……………………………..............18-19 стр.

  1. Содержание программы на второй год обучения……………………….20 стр.
    1. Вводное занятие……………………………………………………….20 стр.
    2. Изготовление листочков и веточек  по технике параллельного низания..........20 стр.
    3. Изготовление игрушек и зверей по технике параллельного плетения.…........20 стр.
    4. Ажурное плетение..................................................................................20 стр.
    5. Кирпичный стежок. Изготовление сувениров ……………………………..20 стр.
    6. Выставки……………………………………………………………….20 стр.
    7. Познавательно- досуговая деятельность…………………………….20 стр.
    8. Воспитательная работа……………………………………….……… 21 стр.
    9. Итоговые занятия……………………………………………………...21 стр.

Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………..............21-23 стр.

  1. Содержание программы на третий год обучения………………………..23 стр.
    1. Вводное занятие…………………………………………………….... 23 стр.
    2. Объемные игрушки из бисера и бусинок мозаичным плетением ... 23 стр.
    3. Бисерное плетение мозаичным и кирпичным стежком……………..23 стр.
    4. Изготовление листочки по технике «Параллельного» плетения….. 23 стр.
    5. Изготовление листочки по технике «Петельного» плетения………23 стр.
    6. Изготовление листочки по технике «Игольчатое» плетение …....................24 стр.
    7. Изготовление листочков по технике низание «Дугами»……………………...24  стр.
    8. Формирования   и покраска ствола…………………………………………...24  стр.
    9. Выставки……………………………………………………………… 24 стр.
    10. Познавательно- досуговая деятельность…………………………….24 стр.
    11. Воспитательная работа………………………………………………..24 стр.
    12. Итоговые занятия……………………………………………………...24 стр.

Организационный раздел

  1. Методическое обеспечение образовательной программы…………………...24-25стр.
  2. Формы организации образовательного пространства, способствующего формированию УУД………………………………………………………………25 стр.
  3. Работа с родителями…………………………………………………………...25-26 стр.
  4. Модель выпускника……………………………………………………………27-28 стр.
  5. Методическая  литература………………………………………………………...29 стр.
  6. Приложения……………………………………………………………..…………30 стр.

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Общая информация

 

Полное наименование программы

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования по бисероплетению

 

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  2. Приказ Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008
  3.  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41
  4. Письмо Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС

Направленность программы   

Художественно-эстетическое

Тип образовательной программы   

Модифицированная

Срок реализации

3 года

Возраст обучающихся

6-18лет

Цель программы

данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи программы

Обучающие:

  •    ознакомить обучающихся  с разными видами бисера;
  •    обучить различным техникам  бисероплетения;
  •    обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
  •    сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;
  •    научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.

Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

Регулятивные УУД:

  •  Сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  •   Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  •  Формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
  •   Формировать знания о профессионально-этических нормах;
  •  Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления;

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

Структура программы и оглавление

  • Пояснительная записка
  • Учебно-тематический план и содержание изучаемого курса
  • Первый год обучения
  • Второй год обучения
  • Третий год обучения
  • Методическое обеспечение
  • Работа с родителями
  • Модель выпускника
  • Список литературы
  • Приложения

Ожидаемые результаты

Обучающие:

      -    знание основных приемов и техник бисероплетения;

-    знать и уметь определять и классифицировать, составлять и вычислять приемы  различной сложности (плоские и объемные);

-   уметь определять, объяснять, характеризовать формы, объеме, в пространственном соотношению предметов;

-     уметь применять полученные знания на практике и поэтапно планировать свою деятельность.

Личностные:

  • выраженная устойчивость к учебно-познавательной деятельности, мотивацией к обучению;
  • готовность к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватность и позитивность самооценки;
  • готовность к реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

 

Регулятивные:

  • умение организовать свою деятельность;
  • подготовить свое рабочее место;
  • рационально размещать инструменты и материалы;
  • прогнозирование;
  • планирование;
  • самоконтроль;
  • корректировка работ;
  • самооценка.

Познавательные:

  • умение учитывать и координировать собственные позиции и  позиции других людей в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • давать правильные определения понятиям;

Коммуникативные:

  • сформированное собственное мнение и позиция;
  • умение аргументировать и координировать личное мнение с позицией партнёров в сотрудничестве;
  • умение принимать решение в совместной деятельности.

 

Пояснительная записка

 

 Декоративно прикладное творчество - это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Бисерные работы - живое предание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом. Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. Образовательная программа по бисероплетению, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения.

Данная модифицированная образовательная программа по дополнительному образованию детей разработана в соответствии с требованиями:      Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ, приказа Минобрнауки России «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» от 29.08.2013г. №1008, санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 4.07.2014г. №41, письма Минобрнауки России «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006г. №06-1844ФГОС.

Направленность дополнительной образовательной программы

 Данная программа  создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Данная программа может быть использована как дополнение к основным урокам труда или как самостоятельный предмет по внеурочной деятельности ФГОС, а также дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая ребенка к дальнейшему освоению народного творчества. Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

 

Основные идеи: Творчество не является делом избранных - творчеству можно учить, творчество стимулирует обучающихся к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.

 

Актуальность. Программа обусловлена ее практической значимостью: человек  рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность  проявить себя,  раскрыть  неповторимые  индивидуальные способности.  В процессе изготовления красивых вещей очень важно -   воспитывать у обучающихся детей «нравственное» начала любви и уважения к творческому труду.

 

Новизна, педагогическая целесообразность. В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Образовательная программа включает в себя следующие блоки:

-развивающие занятия

-досуговая деятельность

-участие в конкурсах, выставках различной направленности

-нравственно-эстетические беседы

-работа с родителями (родительские собрания, беседы, открытое занятие для родителей, совместные с детьми досуговые мероприятия)

 

Цель: Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:

Обучающие УУД:

  •  Ознакомить учащихся  с разными видами бисера;
  •  Обучить различным техникам плетения бисером;
  •  Обучить выполнять плоские и объемные модели различной сложности;
  •  Сформировать правильное представление о форме, объеме, пространственном соотношению предметов;
  •  Научить детей ориентироваться в задании и поэтапно планировать свою деятельность.

 

Личностные УУД:

  • Формировать нравственно-этических норм;
  • Формировать способность занимать определенную позицию в конфликтной ситуации;
  • Развивать толерантное отношение к окружающим;
  • Прививать аккуратность и ответственность в работе, контролируя себя;

 

Регулятивные УУД:

  •  Сформировать умения планировать, прогнозировать работу, эффективно распределяя используемое время;
  •  Формировать умение определять цель занятия самостоятельно;
  •  Формировать умения самостоятельно осуществлять учебную деятельность, проявлять инициативу, привлекая других;
  •  Формировать знания о профессионально-этических нормах;
  •  Формировать способность переносить нагрузки в течении определенного времени;

 

Познавательные УУД:

  • Формировать самостоятельность в подборе и работе с литературой;
  • Формировать умения самостоятельно использовать ИКТ;
  • Формировать умения самостоятельно составлять и читать схемы, таблицы и т.д.;
  • Формировать гибкость мышления;

 

Коммуникативные УУД:

  • Формировать адекватность восприятия информации;
  • Формировать самостоятельность в дискуссии, логике, аргументируя свою точку зрения;
  • Формировать умения работать в групповых формах обучения;
  • Формировать умения воспринимать общие дела как свои собственные.

.

Формы учебной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий


Учебное сотрудничество


Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса бисероплетения эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.


Творческая, проектная,
деятельность


Художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация значимых инициатив и др.
Работа над проектами гармонично дополняет образовательный процесс, позволяет работать над получением личностных результатов в более комфортных для этого условиях. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов.
Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Контрольно – оценочная и
рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция.
Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

  • постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не педагог, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);
  • предметом оценивания являются учебные действия и их результаты, способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;
  • организация объективации для ребенка изменений в образовательной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;
  • формирование у ребенка установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);
  • формирование у детей умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;
  • организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

Сроки реализации программы: Курс обучения бисероплетению планируется на три учебных года. Данная программа рассчитана на детей 6-18 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  Обучение на первом году строится таким образом, чтобы  учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное -  работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает  уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.  С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ кружковцев. Лучшие работы выставляются на выставках При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальной программе.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:

 1 ступень - начальная: -Техника безопасности; - Знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов; - Хранение бисера; - Материалы и инструменты; - Создание бисерного изделия; - Умение подобрать цвет для изделия; - Умение работать по схемам; - Качество работы;

2 ступень - основная: - Техника безопасности; - Умение определять форму и размеры изделия; - Уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение; - Умение работать по схемам; - Составлять простые схемы; - Умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения; - Качество работы; -Техника безопасности;

3 ступень - итоговая: - Техника безопасности; - Уметь разработать эскиз изделия и его элементов, обратить особое внимание на места их соединений; - Умение составить схемы изделия и его элементов; - Уметь выбрать или разработать орнамент; - Умение нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах); - Умение подобрать цветовую гамму бисера, стекляруса, рубки; - Уметь проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой; - Качество работы;

 Основные принципы программы:

- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

 - Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

 - Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов;

 - Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;

- Принцип интеграции: разных форм и техники плетения;

 - Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.

 Ожидаемые результаты:

Знать: Правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

Уметь: Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий. Составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками. Чётко выполнять основные приёмы бисероплетения. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно - технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно. Изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

 

Обучающие:

      -    знание основных приемов и техник бисероплетения;

-    знать и уметь определять и классифицировать, составлять и вычислять приемы  различной сложности (плоские и объемные);

-    уметь определять, объяснять, характеризовать формы, объеме, в пространственном соотношению предмето

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0